abulkhair (abulkhair) wrote,
abulkhair
abulkhair

Categories:

Ульжан. Забытый свет

12 ноября в рамках международного фестиваля Роза мира впервые в России показан фильм "Ульжан. Забытый свет". Художественный фильм легендарного немецкого режиссера Фольклера Шлендорфа. Разумеется, я там был (и мед-пиво пил). Шлендорф перед показом фильма рассказал о своей нелегкой биографии, о том как ему симпатизировали огромные американские негры-водители во II Мировой (тогда Шледорф был мальчишкой) и прочую ерунду, вроде того, что в отличие от девственности личность не теряется, а приобретается в течение всей жизни.
Но сам фильм великолепен. Действие происходит в современном Казахстане, где юрты соседствуют с мегаполисом, неожиданно вырастающим прямо в степи, где, как и на всем Востоке, существует невероятный контраст традиционного общества и населения больших городов, которое нелепо примеряет на себе буржуазные ценности "прогрессивного" человечества.




Главный герой - француз (фильм, кстати, на французском). Он приехал в Казахстан, чтобы найти свою смерть, ибо смысла жить больше нет. Да, он презирает цивилизацию, она отняла у него ценность жизни, и прежде всего семью (жена и дети, вероятно, погибли в катастрофе). Читая казахского поэта Абая у созданного наспех костра, он затем бредет по степи, сознательно не имея никакой цели, не задавая себе ненужных вопросов куда и зачем он идет. Жизнь - вечна.
В типичном захолустном городишке заходит в клуб, в котором тусуется местный бомонд, они радуются как дети каждой брошенной им бумажке с надписью Евро. Сцена с проституткой показательна - нашему (уже пьяному) герою противен свой же инстинкт, слабость к наслаждению, делающим все бессмысленным. Жизнь обесценивается в обмен на сиюминутное удовольствие. Он это понял; понял что такое современная цивилизация с морем мелких удовольствий; он ненавидит цивилизацию.
Чтобы обрести себя надо ощутить себя частичкой бесконечности, слиться с ней. Нужно побыть одному, жить в степи, пустыни, в горах. Ночуя то в разваленной грязной ферме, то в юрте с открывающимся видом на звезды, он пытается понять Судьбу, когда-то еще понимаемую человеком.
Попадая в столицу Астану, сотрудник посольства искренне удивлен, почему нашего героя ничуть не волнует восстановление украденного паспорта ("Он мне не нужен"). Сцена в Астане - это талант режиссера. Мы видим чудовищный контраст человека думающего о смысле и Вселенной, и кастинга полуголых сучек, куда наш герой приглашен в качестве зрителя.
Следующий сюжет - затерянный в степях аул. Желая купить лошадь, главный герой знакомится с дочерью продавца лошадей – неразбалованной умной девушкой. Зовут ее Ульжан, она преподает французский язык в местной школе и держит хозяйство покойного отца. Ее бабушка столь традиционна, что ощущается близость раннего средневековья.
Не позволяя беглецу от цивилизации умереть в пути, Ульжан следует за ним и помогает выжить в суровых степных условиях. Самоотверженность Ульжан, не свойственная современным людям, вызывает в нем противоречивые чувства. Однако он просит Ульжан оставить его одного.
В последней сцене они останавливаются у высоких гор и привязывают лошадей. Он бросает свою сумку в горный ручей. Ульжан видит в последний раз ставшего ей дорогим человека, обнимает его. Трогательный момент. Он уходит в горы, Ульжан уходит в свой мир. Но оставляет привязанную лошадь – ведь жизнь без веры бессмысленна.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments